Администрация Усть-Ишимского муниципального района Омской области

 

 

Свято-Никольский храм, 1906г.

Николай Чудотворец

Церковь сегодня

Внутреннее убранство

Здесь хранятся частички святых

Колокольня


История Усть-Ишимского Свято-Никольского храма

История русской православной церкви насчитывает уже больше тысячи лет. Судьба Усть-Ишимского Свято-Никольского храма поистине удивительна. Много веков назад вся территория, начиная с р. Крушинки и до р. Иртыш, с р. Ишим и до здания администрации Усть-Ишимского района была самым древним городищем. На этом месте был основан Усть-Ишим. Первыми жителями его были татары. Они написали Тобольскому генерал-губернатору заявление о защите от кочевников, которые приходили и разоряли их. Губернатор выполнил просьбу местных жителей и прислал отряд казаков, которые назывались "годичниками", потому, что служили они всего лишь один год, а на следующий год приходил другой отряд и так каждый год. Но постепенно всё обросталось, казаки женились на местных жителях или привозили сюда свои семьи, обосновывались на постоянное место жительство. Христианский святой Николай считался покровителем села Усть-Ишимского и Усть-Ишимской церкви. Среди верующих людей сохранилась легенда о том, что для строительства церкви по Иртышу пускали икону с ликом этого святого. Трижды пускали ее вниз по течению реки и трижды она приставала к берегу в устье Ишима. Таким образом, в Усть-Ишиме появилась первая церковь. В 1844 году здание церкви сгорело.

И уже в наши дни произошла вот такая история, которую поведал иерей Андрей, нынешний настоятель Свято-Никольского храма: - мы копали в огороде и всего 40 см. было земли, а дальше шёл пласт золы, наверное, с метр. Может это пепел от церкви, не знаю, точно говорить не могу. Но видно было, что здесь что - то горело. И что интересно мы находили там копейки. Но удивительно другое, что ровно через 2 года после пожарища, возник вопрос о постройке новой церкви. Раньше было так, если в населённом пункте была церковь, это повышало его статус и называлось оно селом, где могло быть расположено административное управление, а если нет церкви, то это просто деревня. Вопрос заключался в том, что восстанавливать ли здесь сгоревшую церковь, или произвести реставрацию церкви в с. Слободчики. В то время в Слободчиках уже была церковь, названная в честь "Архангела Михаила". Усть-Ишимцы просили, чтобы построили церковь у нас, но все, же власти склонялись к слободчиковской.

Но произошло удивительное чудо. Вот что гласит легенда по этому поводу: две женщины, проходя мимо пожарища церкви, вдруг увидели икону "Николая Чудотворца". Представляете, был такой пожар, всё сгорело и вдруг икона. Та самая икона, которая была именно в этой церкви и которую привезли сюда казаки. Ведь казаки - это воины, солдаты, а русский солдат и вера были не разделимы. (Позже икона хранилась в церкви вплоть до ее закрытия в начале 30-гг XX -го века. После этого ее следы теряются).

Эти сведения подтверждаются рассказами старожилов. В 1848 году благодаря стараниям прихожан была построена деревянная церковь на каменном фундаменте, покрыта железом, внутри оштукатурена, здание было обнесено решетчатой оградой. Однако вместительность храма была невелика, и прихожане начали просить Тобольского архиепископа о строительстве новой церкви. К тому же старое здание начало приходить в ветхость, а потом вновь случился пожар. Справка, выданная филиалом Государственного архива Тюменской области в г. Тобольске, рассказывает, что 4 июля 1904 года в Усть-Ишиме заложен каменный храм и в 1906 году закончено его строительство, (это здание сохранилось до наших дней). Колокольня и купола были выкрашены масляной краской, здание внутри оштукатурено. Далее говорится: "Престол один, во имя святителя и чудотворца Николая. Земли при сей церкви, усадебной нет, так как где построена церковь именно: Усть-Ишимский острожек принадлежит иноверцам острожка Саргатской волости, по причине последнего и земли пахотная и сенокосная в размере 99 десятин на другой стороне реки Иртыша, в расстоянии шести верст. За невозможностью обрабатывать землю самому притчу ею пользуются жители деревни Красноярка за плату одной пудовки ржи и одной овса за десятину, сенокосною же пользуется притч. При церкви есть церковно-приходская школа, учащихся в ней: мальчиков - 25, девочек - 17. Учительница, окончившая курс в Тобольском епархиальном женском училище девица Ольга Евсториевна Викторова…"

Церковь, построенная в 1906 году, была очень красивой: с высокой колокольней и пятью куполами. Кирпич для строительства изготовляли в деревне Красноярка и возили на лодках в Усть-Ишим. Сегодня на территории церкви стоит деревянная колокольня, которая была построена к 100 - летию храма в 2004 году. Одна из старожилок рассказывала, когда ей было 3 года, когда её мама привела на стройку церкви и сказала: "Отдай столько кирпичиков, сколько тебе годиков" и она отдала и помнила это всю жизнь, что её 3 кирпича лежат в стенах храма. Раньше, когда стены были высотой 18 метров, было больше окон. В старину был обычай: храм никогда не отапливался, но всегда был тёплый. Была арка, такая же, как у алтаря. В этой арке стояло две печи, но удивительно другое - дымоходы были у печки сделаны в стенах храма. Из-за этого в храме стены нагревались, и поэтому стояла такая особенная атмосфера, а сами по себе печки не нагревали храм. Всего в таком помещении стояло четыре печи, и они обогревали всё помещение. Однако во времена борьбы с религией с храма были убраны купола и колокольня. За свою столетнюю историю здание успело побывать и складом, и кинотеатром, и спортшколой.

На территории церкви установлен памятник основателям Усть-Ишима. На основе мраморной плиты, которую вытащили из р. Крушинки (она раньше служила надгробьем для одной из могил находящихся здесь). Примерно возле современного здания администрации стояли богатые, огромные склепы купцов. Вы представляете, Усть-Ишим - тайга - тайгой, до другого ближайшего пункта г. Тары 300 км. До другого ближайшего пункта Тобольска тоже 300 км. А здесь стояли надгробные плиты из чёрного и белого мрамора. Это на сколько надо быть богатым, чтобы позволить себе привести мраморную плиту в тайгу. Это говорит о том, что, на сколько здесь был богатый приход. Кстати, об этом же свидетельствует нынешнее сооружение церкви - самому кирпичу 100 лет, а он стоит, стоял и ещё неизвестно, сколько будет стоять. Когда строился этот храм, все строительные материалы были местные, Кирпич делали в д. Красноярка до сих пор сохранились 6 ям, где обжигали кирпичи, правда, уже многие обрушились. Даже фамилия каменщика сохранилась, его звали Иван Клявин. Он был очень здоровый, богатырь. Существует о нём легенда, что он очень жалел свою лошадь. У него была профессия водовоза. Он возил воду на санях с Иртыша, набрав в бочку воды, он сам впрягался в сани и вытаскивал их из - под горы, а уж потом впрягал лошадь, приговаривая, если мне тяжело, то, как ей бедняжке? Вот такая была у него сила. А фундамент здесь настолько мощный, что когда служители храма проводили обследование фундамента в 2002 году, приглашали специалиста (когда возник вопрос о возобновлении колокольни), то они сказали, что фундамент простоял 100 лет и ещё столько же простоит и не заметит как. Только очень богатый приход мог позволить себе построить такое сооружение. Всё село собиралось, был староста села.

Существовал обычай: все собирались к старосте (это как сейчас глава администрации) на сход. И весь сход, не он один, а все решали и решили построить храм после того, как была найдена икона, которая была, потом признана чудотворной, потому, что она не сгорела в таком пожарище, лишь чуть - чуть обгорела по краям и пролежала там целых два года. Никто не знает, где она была. И как она вообще там появилась? Но она появилась, и две женщины нашли её, и поэтому был создан проект этого храма. Он был уникален. В епархии Тюменской области, которая распространялась на Тобольскую и Омскую область, и до Тихого океана этот эрам был самым высоким. Высота его была 35 метров - это одно - этажное здание. 24 метра кладки, а остальное - шёл шпиль с куполом и крестом. Внутренняя часть храма была 18 метров высотой. Купол был весь расписан в образе неба с ангелами стоящими с четырёх сторон. Храм весь был расписан, он был очень красив. Где сейчас висит икона Николая Чудотворца, была стенная роспись Николая Чудотворца, её забивали, её закрашивали, её забеливали в годы Советской власти, но она всё равно проявлялась. Только потом в 50-ых годах наложили очень толстый слой штукатурки с кирпичом, которая скрыла все росписи полностью. И сейчас её не найти никак.

Снаружи в стенах храма видны дырки, они остались от пуль со времен, когда шла борьба за советскую власть. Это произошло в 1922 году, когда изгнали Колчака и стали создаваться колхозы. Землю отдали крестьянам, создали продотряды. В первый же год продотряд выгреб из закрома у крестьянина всё зерно. Простой мужик не привыкший жить без запаса, взял в руки вилы, ружьё, но куда пойдёшь, кругом тайга. В основном у мужиков были винтовки, и в 1926 году произошло восстание. Советская власть на подавление восстания отправила Латышский карательный отряд, который на своём пути уничтожал всех и всё. Многих расстреливали без суда прямо у себя во дворе. В этом же году Латышский карательный отряд нашёл дочь священника, ей было уже 50 лет. Люди помнят, что у неё были очень длинные и красивые косы. Карательный отряд угнал её в лес, и там, на дереве повесили за косы. Она умерла от болевого шока. После ухода карательного отряда местные жители сняли её и похоронили приблизительно возле алтаря с правой стороны. Еще одно кровавое событие связано с тем непростым временем, которое вспоминают старожилы. Священника, который служил там, арестовали и повели на расстрел, в него дважды стреляли и не могли попасть, и тогда командир закричал "Помолись, чтобы мы тебя смогли убить". Священник помолился, благословил их и сказал "Господи, прости их, ибо они не ведают, что творят", и после этого они его расстреляли. Усть-Ишимский край не обошли стороной изменения, происходившие во всей России: в 20-30 годы были закрыты многие монастыри, и на всю Россию оставалось только несколько действующих храмов из десятка тысяч существовавших до революции. Не прекращались гонения на верующих. Большая часть епископата была уничтожена, многие были арестованы и отправлены в ссылку, тюрьмы и лагеря. Церковь оказалась в тяжелейшем положении

После смерти Патриарха Тихона Русскую Православную Церковь возглавил Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Сергий. Все его усилия были направлены на то, что бы сохранить Церковь, уберечь Ее от полного разгрома. А впереди было тяжелейшее всенародное испытание, Великая Отечественная война, когда Церковь отдавала все свои духовные и материальные силы в помощь земному Отечеству своих прихожан.

Но даже в этих условиях вера у людей сохранялась. Вот какой случай рассказал иерей Андрей: в 1932 году батюшка - это было весной, когда закончился великий пост, провел тайное венчание. Энкаведешники про это узнали, но дали ему закончить весь обряд венчания, а потом его забрали, арестовали. После этого храм был закрыт и передан в МТС (машинно-тракторная станция). Здесь сделали цех, арочные двери вырубили и сделали специальные ниши, чтоб проходили трактора, залили пол бензином. Иконы были огромными и из них сделали полки для запчастей, конечно, они не сохранились. Когда МТС перестала существовать, где-то в 40-ых годах их сожгли. Из помещения сделали склад, в котором хранили все, что только можно было хранить.

В начале 50-ых годов появился девиз партии о том, что нужно повышать культуру населения, и здесь было решено создать кинотеатр. Возле алтаря сделали экран. Но свод храма был высоким и рассчитан так, что бы священник, стоявший у алтаря говорил, не напрягая голоса. Звук шел как бы сверху вниз. А колонки стояли у двери, напротив алтаря, и люди совершенно ничего не понимали, звук уходил вверх. И что только не делали, что бы это исправить, ничего не выходило. Вот, например, пытались натягивать брезент, но все без толку. Поэтому в 1956 году было принято решение о сносе верхней части храма. И её снесли. А раньше даже летчики, летевшие в Усть-Ишим, ориентировались на купола церкви. Они были золотыми, и их блеск был виден на много километров. Сейчас перед входом в храм идут строительные работы. Администрация выделила немного средств для его реставрации. Вообще проект реконструкции церкви был создан 8 лет назад. В 2001 году его стоимость составляла 6 миллионов. В настоящее время это уже намного дороже.

Сейчас у нас в церкви есть маленький гроб, где хранятся частички некоторых святых: Петра и Феврония (покровителей семейной жизни), Святой Константин и два его сына (Муромские святые), Священника Митрополита Московского и ещё очень многих святых. Делаются попытки возрождения Воскресной школы, ведется сотрудничество с учебными заведениями, преподающими православную культуру, проводятся ежегодные Кирилло-Мефодиевские чтения, все больше растет число прихожан. Приятно осознавать, что народ православный вернулся к своим истокам.

Литература и источники

1. Газета "Усть-Ишимский вестник" №60 (8300) 10.08.05.г. 2. В. Фатеев "В краю таежном" Омск 1996г. 3. Интервью с настоятелем Свято-Никольского храма иереем Андреем

alessie@mail.ru © Усть-Ишим 2008
Сайт создан в системе uCoz